Review of smile
Call me back
+7 812
210-43-49
St.Petersburg, Tchaikovskogo, 5/10

Функциональная ортодонтия

Что входит в это понятие? Во-первых, это ортодонтия, больше направленная на детей и подростков, поскольку в юном возрасте идет активный рост, в том числе и челюстно-лицевого аппарата. Функциональное лечение направлено на восстановление функций – функций мышц и других функций важных, таких как дыхание, правильно глотание.

В понятие функциональные аппараты входит также съёмная техника:

  • аппарат Френкеля;
  • все виды эластопозиционеров;
  • ЛМ-активаторы;
  • трейнеры;
  • системы Миобрейс;
  • прозрачные эластичные двухчелюстные капы

которые обычно носятся детьми или подростками в ночное время и несколько часов днём. Данные аппараты работают таким образом, что устраняют чрезмерное давление губ, щек, языка, нормализуют баланс между мышцами. Поэтому мышцы не препятствуют росту челюсти, а наоборот помогают. И у носителя данного аппарата формируется либо физиологический прикус, либо прикус более правильный, который будет проще исправить следующим этапом, если понадобится лечение на брекет системе или на элайнерах или на следующем аппарате. Потому что аппаратов таких может быть несколько. Поскольку ребенок растет и из них вырастает, и нам нужно давать следующий.

Какие показания  к ношению съёмных аппаратов, как определить?

Лучше конечно отводить ребёнка к ортодонту профилактически раз в полгода хотя бы, чтобы понять нужно ему лечение либо нет. Классический показатель - маленькая челюсть. Допустим, пациент был у стоматолога и ему сказали что маленькая челюсть, зубы будут криво прорезываться.  Или неправильный прикус - верхняя челюсть слишком сильно перекрывает нижнюю. Или у ребенка есть вредная привычка – дыхание ртом, которая вытекает из проблем с лор органами. Лор врач также направляет с этой проблемой к ортодонту.

Как процесс консультация ортодонта?

  • После консультации если мы с родителями и ребенком решаем, что нам показано лечение функциональной аппаратурой.
  • Следующий этап – это диагностика.
  • После диагностики мы получаем модели челюсти, все фотографии, делаем все расчеты, делаем снимки необходимые. Обычно это рентгенограмма боковая и КТ.
  • Рассчитываем и делаем аппарат. Либо это будет индивидуальный аппарат, например аппарат Френкеля, который техник изготавливает, либо это будет эластопозиционер, который мы подбираем по линейке из наиболее подходящих данному ребенку.
  • Заказываем аппарат, получаем через 1-2 недели, вызываем пациента с родителями на прием, сдаем аппарат, даем рекомендации по ношению, по уходу, по посещениям.
  • Посещение рекомендуется раз в месяц, на них нужно беседовать и проверять как ребёнок носит аппарат. Дальше отпускаем с аппаратом на 2 месяца.
  • Контрольный осмотр раз в 1-2 месяца. Если аппарат требует какой-то активации, то ее делает ортодонт.

Какая продолжительность ортодонтического лечения?

Лечение может длиться в зависимости от той стадии на которой к нам попал пациент.

  • Если он попал к ортодонту подростком, и врач попал в стадию роста, когда еще эти функциональные аппараты хорошо работают, то лечение может длится около года примерно с последующим ретенционным периодом, когда пациента просят носить этот же аппарат на ночь или назначают другой подходящий, чтобы результат лечения не ушёл.
  • Если это маленький ребёнок, то лечение может длиться достаточно долго. Многие родители сейчас согласны чтобы максимально рано начинать лечение и предотвратить патологию, чем ждать, когда она усугубиться и лечить более сложную.

По каким причинам возникают патологии?

  • Причина чаще всего – это дыхание ртом, когда не дышит нос. Если было проведено лор лечение, ребенок может по привычке продолжать дышать ртом. Если это никак не компенсировать, это остается как вредная привычка. Вследствие этого может быть сужение верхней челюсти, и у нас начинает развиваться патология прикуса, нехватка места для зубов, глубокий прикус, дистальный прикус.
  • Вторая причина – когда пациент дышит ртом, у него язык обычно располагается в нижнем этаже, язык может выталкивать вперед нижнюю челюсть и  происходит чрезмерный рост нижней челюсти и формируется медиальный прикус, открытый прикус, перекрестный – это тоже патология. Бывает, дети сосут пальцы. Бывает, прикусывают губу. Какую губу кусает верхнюю или нижнюю – это тоже влияет на то, какая будет патология.
  • Генетические факторы. Если приходит пациент с медиальным прикусом и челюсть вперёд. Ортодонту желательно посмотреть на родителей, если у одного из них такая же челюсть - это генетика. Если у пациента прорезываются сверхкомплектные зубы, то не исключено, что у кого-то из его родственников такое было.
  • Врождённые патологии – это может быть, например, расщелина губы и нёба, но ортодонт не работает с такими сложными вопросами - этим занимаются специальные учреждения.

По какому принципу назначаются съёмные техники?

  • Первый этап - они назначаются в период активного роста – это 7-8 лет.
  • Следующий момент – это 11-12 лет, когда даже можно уже брекет-систему поставить. Иногда если в таком возрасте нет кривизны зубов, но прикус неправильный, можно предложить родителям начать лечение на функциональном аппарате. Бывает по финансовым соображениям, родителям дешевле купить функциональный аппарат, чем поставить брекеты, если ребёнок честно говорит, что будет его носить,.

Как мотивировать ребёнка на лечение?

Очень важно правильно мотивировать ребенка. Если ребенка не мотивировать, то он не будет ничего носить. Задача ортодонта - объяснить, что это нужно ребенку, что он будет красивым, что это его будущее, что это его улыбка.

В практике наших ортодонтов дети обычно при родителях честно не рассказывают. Тогда врач просит родителей удалиться. Дети обычно признаются, что не носят постоянно. В таких ситуациях всегда есть причина. Если смеются в школе, то тогда нужно договариваться, что ребёнок носит только на ночь и на выходных, когда он в школу не ходит. Но если неприемлемо, то носить аппарат ночью, дома, на выходных.

Как приучить детей носить пластинки?

Это очень легко, дети быстро привыкают. Если ребенку ничего не мешает, и ему комфортно. Самая большая проблема – это речь, они с трудом в них разговаривают, ничего не понятно. Это решается так – нужно попросить ребёнка взять книжку и читать вслух пока не получится произносить слова нормально. Буквально неделя и они уже нормально с ними болтают. Приучить не сложно, главное - это дисциплина.

Что делать когда поставили какой-то аппарат, а у ребенка зуб выпал или стал прорезываться?

Нужно обязательно посетить ортодонта. Если какие-то зубы прорезались и мешают, ортодонт может пластмассу подпилить или проволоку подогнуть. Если это не помогает, значит надо отдавать его технику на перефрезеровку. Важно сдать аппарат быстро. Плохо, когда прошёл месяц. Например, провели диагностику, заказали аппарат, и ребенок приходит через месяц или через 2, потому что уехали в отпуск. Если аппарат садится - хорошо, всем повезло. В 50% случаев можно его откорректировать, но лучше не тянуть больше 2 недель.

Как ухаживать за аппаратами?

Любые аппараты нужно чистить, как и зубы. Если это пластмассовый аппарат, нужно чистить его щеткой с пастой или щеткой с мылом. Нужно завести отдельную мягкую щеточку, можно бывшую любимую щётку ребёнка. И чистить ей аппарат.

В функциональных аппаратах есть нельзя. Это нереально, они двухчелюстные. Перед едой аппарат нужно вынуть. Потом его нужно одеть. Рот лучше прополоскать. В идеале почистить зубы. Не разрешать употреблять в них сладкие напитки, газировку. Если хочет ребенок выпить стакан кока-колы, надо снять аппарат, выпить, почистить зубы или хотя бы прополоскать, потом одеть аппарат. Потому что сладкие напитки останутся потом на аппарате, на всех конструкциях, которые прилежат к зубам, к деснам, значит это будут есть бактерии, увеличивается возможность развития кариеса - поэтому важно очень хорошо чистить зубы.

Бывает, когда я вижу, что приходит пластинка очень грязная, я показываю это ребенку, родителям, говорю, что мы будем сейчас варить из этого суп! Я купаю его в водичке, и образуется суповидная масса. Одной такой демонстрации хватает, чтобы в следующий раз они не приходили с грязным аппаратом. 

Статья подготовлена Петровой Е.А.

Стоматолог-ортодонт

 

Позаботьтесь о здоровье зубов своего ребенка
&bnsp;
Записаться на консультацию
Исправление прикуса у детей и подростков
Почему важно заботиться о зубах с детства?
Установка брекетов детям
В каком возрасте начинать ортодонтическое лечение?
Ортодонтическая пластинка

Our clients results

Clinical case report #1. Class III malocclusion, crowding treatment and prosthetic preparation.
Clinical case report #1. Class III malocclusion, crowding treatment and prosthetic preparation.

Problem: smile aesthetics and defect in bite function.
Diagnosis: the treatment of upper and lower jaw teeth misalignment and class III malocclusion, caused by increased mandible growth, and prosthetic preparation.
Therapy method chosen: orthodontic treatment using stainless steel self-ligating brackets Damon Q without teeth extraction..
Treatment time: 3 years.

 

Clinical case 2. Correction of the aesthetics of a smile and severe crowding of the dentition.
Clinical case 2. Correction of the aesthetics of a smile and severe crowding of the dentition.

Problem:  Smile Aesthetics
Diagnosis: treatment of severe crowding of the dentition.
Selected treatment method: orthodontic treatment with brackets without tooth extraction using the Damon Q metal self-ligating bracket system.
Treatment term:  2,5 years.

Заказать звонок специалиста
Make an appointment
Choice of doctor and time of visit
Thanks for the request!
Download the file
Top